История искусства «эбру»
Надо сказать, Турции данный вид искусства называется «эбру» и имеет давнюю историю, предшествующую исламскому периоду. Корни его уходят в Туркестан, потом искусство пришло к уйгурам, а уже впоследствии его переняли и усовершенствовали османы. В настоящее время «эбру» переживает свой пик популярности, во многом благодаря тому, что, при создании рисунка в данной технике, используются относительно дешевые материалы. Кроме того, этот процесс очень недолгий и его можно освоить и практиковать самостоятельно.
Распространение и название
Первые примеры техники «эбру» датируются восьмым веком. Из Китая она распространилась в Японии, а также, в Туркестане, Иране и Турции, откуда далее перешла в Европу.
Этимологически слово «эбру» происходит от персидского слова «эбри», что означает «небулярный, облачный». В то же время, на персидском языке «эбру» обозначается «бровь», но это является лишь фонетическим совпадением. Из-за своего волнистого, небулярного вида, в Европе его называют «мраморность» или «мраморность бумаги».
Техника создания рисунка
- Естественно окрашенные камни и почва используются в качестве основы для оттенков и краски.
- Краска смешивается с небольшим количеством воды.
- Выбирается оцинкованный лоток, толщиной 6 см, размером с бумагу, на которую будет переноситься узор.
- В прошлом также использовались деревянные поддоны с покрытием из смолы.
- В лоток заливают маслянистую воду, смешанную с пигментом.
- Полученная смесь готова, в нее добавляют красители, которые образуют на поверхности невесомую пленку.
- Ее растягивают с помощью специальной кисти или палочки и создают необходимый узор.
- Изображение переносится на бумагу, ткань или другие предметы.
Уникальность и различные стили
Искусство мраморного рисунка уникально – ведь ему невозможно подражать и нельзя скопировать. В то же время, техники и стили «эбру» разнятся и также имеют свою историю.
Например, один из последних османских мастеров исламского искусства, изобрел скриптовый мрамор, который можно охарактеризовать как исламскую каллиграфию, выполненную с помощью методов мраморности. Он создавал каллиграфию с помощью специального клея, высушивал ее, а после использовал ее для переноса в мраморной технике.