Реставрация вокзала Хайдарпаша
Три года продолжалась реставрация исторического стамбульского железнодорожного вокзала Хайдарпаша и, наконец, было официально объявлено о том, что работы вступили в завершающую стадию. Более того, символом скорого открытия стали часы, расположенные на центральном фронтоне, которые «пошли» после девятилетнего молчания.
Повреждения и ремонт
Напомним, что в результате сильного пожара в 2010 году была сильно повреждена крыша 111-летней станции. Ее ремонт был завершен в начале января текущего года. В настоящее время ведутся работы по гранитному фасаду здания, под декоративной завесой, а также его фундаменту, несущим колоннам в подвале и его ландшафте.
История вокзала
Железнодорожный вокзал Хайдарпаша был построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах, а его создателями являются немецкие архитекторы Отто Риттер и Гельмут Куно. Станция являлась конечным терминалом для железнодорожных линий из Багдада и Хиджаза и стала одним из символов Стамбула и всей Турции. Примечательно, что вокзал был действующим вплоть до 2013 года. Даже после пожара 2010 года его не закрыли, а лишь установили временную крышу, которая защищала от снега и дождя. Однако, три года спустя, в связи с реставрацией старых железнодорожных веток, вокзал был временно закрыт. Предполагалось, что он начнет работу после запуска новой транспортной линии. Однако, за прошедшие годы, было обнародовано несколько проектов для переоценки использования здания в качестве гостиницы, с крупным проектом конференц-центра в комплексных железнодорожных сооружениях. Но, на защиту исторического здания встала общественность и, по ее просьбе, Управление турецких государственных железных дорог подготовило проект полной реставрации здания, которое будет использоваться в качестве станции. Проект был одобрен муниципалитетом района Кадыкёй и Советом по памятникам, и в 2016 году началась его реализация.
Повреждения и восстановление
Надо сказать, что за свою историю вокзал пережил несколько разрушений. В первый же день его открытия здесь случился пожар, в результате которого здание сильно пострадало. Второе его открытие состоялось уже после процесса восстановления, 4 ноября 1909 года. Во время Первой мировой войны станция использовалась в качестве боевого арсенала, который взорвался 6 сентября 1917 года и разрушил здание. Лишь в 10-ю годовщину основания Турецкой Республики вокзал был восстановлен до первоначального состояния, и в 1976 году здесь была проведена комплексная реставрация.
В 1979 году некоторые участки станции снова были повреждены во время аварии на танкере Independenta, в результате которой румынский нефтяной перевозчик взорвался после столкновения с греческим грузовым судном на Босфоре у порта Хайдарпаша. Взрыв разбил окна в различных районах Стамбула и также нанес значительный ущерб станции. Крушение Индепенденты горело в течение нескольких недель, вызывая сильное загрязнение воздуха и моря вокруг Стамбула и во всем регионе Мраморного моря.
Будущее вокзала
И снова вокзал был восстановлен и продолжил свою работу, вплоть до 2013 года. Ожидается, что, после завершения текущих реставрационных работ, станция станет конечной станцией для нескольких междугородних поездов и пригородных сообщений.